фрол веселый (frol_veseliy) wrote,
фрол веселый
frol_veseliy

Categories:

Краткая история памятника-самолета ИЛ-2 в Самаре

памятник в 300 метрах от моего дома. на Авиационном заводе мать проработала 30 лет. там с отцом и познакомились.
Оригинал взят у chronograph в Краткая история памятника-самолета ИЛ-2 в Самаре
В начале 1970-х годов, за несколько лет до празднования 30-летия Великой Победы руководство Куйбышевского авиационного завода №18, на котором в военные годы выпускался боевой самолет ИЛ-2, приняло решение увековечить память о легендарном штурмовике и установить его, как памятник, на заводе. Но где его взять? Найти целый самолет ИЛ-2 было невозможно, ведь его выпуск прекратился ещё в конце войны. Самолет давно был снят с вооружения в частях ВВС, разобран и пущен на металлолом. В стране не оказалось ни одного штурмовика ИЛ-2, в то время как в музеях США, Англии, Франции, Канады, Польши и даже Германии ИЛ-2 экспонировался как лучший образец мировой авиационной техники того времени.



Для справки, ИЛ-2 - самый массовый боевой самолёт в истории, его модификаций было выпущено около 40 тысяч штук. Штурмовик был созданн в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина, первый полет состоялся в 1939 году, серийное производство началось в феврале 1941 года, закончилось в 1945-м.

С отсутствием ильюшинского штурмовика столкнулись ещё в 1967-м, когда в честь 50-летия Советской власти было решено организовать выставку авиационной техники. Уже тогда выяснилось, что многие боевые машины не сохранилось. Так где же найти ИЛ-2 для создания памятника на авиазаводе Куйбышева? Для этой цели в различных районах страны начались поиски самолетов, сбитых во время войны. Самолеты находились, но слишком сильно поврежденные. Неожиданно в газете "Труд" за октябрь 1972 года появилась небольшая заметка "Тайна озера Ориярви", в которой говорилось, что в Кандалакшском районе Мурманской области, недалеко от озера Ориярви, охотники обнаружены остатки легендарного штурмовика.

Прибывшая к месту падения самолета комиссия обнаружила останки человека в кабине воздушного стрелка, пулемет с пустыми лентами, пистолет, ракетницу и лётный планшет. Заводской номер машины (1872932) помог выяснить, что она была построена на Куйбышевском авиационном заводе №18. С завода самолет отправили в Заполярье в 1943 году в 828-й штурмовой авиаполк. В том же 1943-м самолет был сбит после ожесточенного боя за большой аэродром Алакуртти, где базировались немецкие самолеты. По бортовому номеру определили имена летчика и воздушного стрелка, ими оказались летчик младший лейтенант Константин Котляревский и стрелок старший сержант Евгений Мухин. Начались поиски следов Котляревского, предстояло выяснить, как погиб и где похоронен. Каково же было удивление, когда на запросы отликнулся сам Константин Михайлович! Оказалось, что он чудом остался жив, после войны 14 лет работал летчиком-испытателем и возглавлял штаб гражданской обороны одного из заводов Новосибирска.

В мае 1973 с Куйбышевского авиационного завода №18 для доставки самолета отправили группу во главе с В. Быковым и старейшим мастером отдела эксплуатации Е. Капустником. Тридцатилетнее пребывание самолета на болоте не прошло бесследно, многие части сильно проржавели и сгнили. Практически нетронутым остался лишь бронекорпус. Соседний леспромхоз, узнав о цели приезда заводчан, пришел на помощь. Была прорублена 1,5 километровая просека, деректор выделил тралёвочный трактор для перетаскивания агрегатов самолета. Вскоре части самолета были доставлены в Куйбышев.

01. Остатки самолета ИЛ-2 недалеко от озера Ориярви.


Восстановление самолета поручили передовому цеху №19, а руководителем назначили Е. А. Капустника. В группу восстановления "летающего танка" вошли лучшие слесари-ветераны завода - Дятилев, Морозов, Паршуков, Путилин, Роговой, Строганов и другие. Работы предстояло более чем достаточно, ведь по существу, самолет пришлось изготовить почти полностью заново.

02. Восстановление самолета ИЛ-2 на Куйбышевском авиационном заводе №18


03. Бригада слесарей у восстановленного ИЛ-2


Сначала самолет был установлен внутри авиазавода, вблизи проходной, как напоминание о трудовом подвиге коллектива в годы Великой отечественной. Однако вскоре было принято решение поставить самолет-памятник на одном из самых видных мест города, так как он символизировал трудовой вклад рабочих всего Куйбышева в дело победы, ведь очень многие предприятия принимали участие в строительстве грозных ИЛ-2.

04. Восстановленный ИЛ-2 у проходной


По решению горсовета, самолет-памятник был установлен на пересечении Московского шоссе и Кировского проспекта. Автором памятника стал заслуженный архитектор России Алексей Григорьевич Моргун. 7 мая 1975 года состоялось торжественное открытие монумента, на котором присутствовало множество высоких гостей, в том числе и бывший директор завода №18 А.А. Белянский, прославленный летчик-испытатель В.К. Коккинаки, из Новосибирска прилетел и сам летчик, самолет которого поднят на пьедестал, подполковник запаса Константин Михайлович Котляревский. Памятник ИЛ-2 стал символом города Куйбышева, трудового героизма тружеников тыла и мужества советских лётчиков на фронте. Стало традицией приезжать к памятнику в дни всенародных праздников и семейных торжеств. Один из таких примеров - Иван и Александра Тургеля.

Бывший летчик-штурмовик, ныне майор запаса авиации Иван Сергеевич Тургеля воевал в составе 136-го штурмового авиаполка на 1-м и 2-м Белорусским фронтах, совершил 83 боевых вылета, кавалер ордена Красного знамени, трех орденов Отечественной войны и ордена Красной звезды. В каждый боевой полет его провожала механик по спецоборудованию, снаряжавшая самолет боеприпасами и с нетерпением ждавшая его возвращение - бывший ст. сержант Александра Филиповна Гончаренко (Тургеля).

05. И. С. Тургеля у памятника ИЛ-2


06. Ежегодно в день свадьбы, эта ставшая супружеской пара, приходит к самолету ИЛ-2, соединившему их навсегда, чтобы отдать ему дань своего глубокого уважения.


В записи использованы материалы из книги П.Л. Моисеенко "Наш легендарный бронекорпус", фотографии предоставлены П.Л. Моисеенко.
Вы можете также почитать запись о народном музее П.Л. Моисеенко (ЗДЕСЬ) и об истории Мехзавода, где производили бронекорпуса для ИЛ-2 (ЗДЕСЬ)

Больше исторических обзоров в (КАТАЛОГЕ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Добавить меня в друзья в Живом Журнале (КЛИКНИТЕ)
Добавить меня в друзья в Контакте (ВКОНТАКТЕ)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments